Основание города Мариуполя

Вот уже более полувека не утихают споры о том, когда и кем был основан город Мариуполь, когда и какие греческие села были основаны переселенцами из Крыма, написано множество статей на эту тему. 

Из анализа имеющейся литературы по основанию Мариуполя следует, что существуют три основных утверждения, так называемые версии. Последний термин чаще употребляется, хотя он в данном случае не совсем подходит, т. к. означает «предположение», тогда как речь идет именно об интерпретации известного факта. Ниже эти утверждения приведены в хронологическом порядке их возникновения и заключаются в следующем. Первое утверждение гласит, что Мариуполь основан в 1780 году переселившимися из Крыма греками, второе датирует основание города 1778 г. и приписывает это событие Азовскому губернатору В. А. Черткову, третье утверждает, что город основан гораздо раньше запорожскими казаками. Остальные, высказанные до сегодняшнего дня мнения, согласуются с первым и являются другими его интерпретациями. О них позже, а пока остановимся на указанных трех утверждениях.

Первое утверждение было высказано, можно сказать, почти сразу же после основания города. Неизвестный автор, описывая города и уезды Азовской губернии («Описание городов и уездов Азовской губернии» / Публ. Н. Мурзакевича, ЗООИД, 1904), еще в 1782 г. указал, что Мариуполь основан в 1780 г. В дальнейшем, подтвердив это, архиепископ Гавриил (в статье «Повествование о Новороссийском крае, из оригинальных источников почерпнутый», ЗООИД, 1953, т.3, с.79-129), а затем и епископ Феодосий (Макаревский) (в книге «Материалы для историко-статического описания Екатеринославской епархии», 1880, вып.1, с.323) на основе консисторских документов Славенской (Екатеринославской) епархии указали и дату основания города — 26 июля (8 августа по новому стилю) 1780 г. Эти высказывания полностью подтверждаются и приведенными в данной книге документами. Второе утверждение об основании города в 1778 г. в полном виде сформировалось лишь полвека тому назад в работах мариупольских авторов советского периода, противоречит приведенным документам и, можно сказать, является фальсификацией истории города и окрестных населенных пунктов. Третье утверждение, об основании города запорожскими казаками, созвучно с первым и отличается от первого различной трактовкой понятия «город» и продолжительности его существования.

Вначале остановимся на втором утверждении. Оно в робком виде было высказано еще Г. И. Тимошевским в книге «Мариуполь и его окрестности» (1892 г.). Используя мнение Феодосия (Макаревского) из его упомянутой книги, что В. А. Чертков намеревался в устье Кальмиуса строить город Павловск, Тимошевский безапелляционно заявил, что в 1778 г. в устье Кальмиуса город Павловск строился. Поэтому «Черткова громом поразила весть о предоставлении околичной земли вышедшим из Крыма в Россию на постоянное жительство православным грекам..., До переселения греков и основания Мариуполя в Павловске была церковь св.Николая и начата постройкою Марии-Магдалиновская... 3 декабря 1779 г. определен в нее (в Свято-Николаевскую церковь — комментарии С. К.) уже протоиерей Роман Кошевский и церковь названа соборною Павловскою» (см. указанную книгу, сс.69, 115). Как видно из дальнейшего, Тимошевский здесь многое напутал. А пока отметим, что при всем том основателем города Тимошевский все-таки считал митрополита Игнатия и поместил его портрет в начале книги, снабдив подписью «ИГНАТИЙ. Митрополит Готфийский и Кафийский. Основатель г.Мариуполя». Более того, в знак высокого почитания митрополита, будучи большим гуманистом и выдающимся деятелем культуры и просвещения, Тимошевский за деньги, вырученные от продажи указанной книги, учредил в Мариупольской мужской гимназии стипендию имени митрополита Игнатия. В 50-е годы XX века, преследуя характерные для того периода цели искажения исторических фактов, робкое заявление Тимошевского мариупольские авторы усилили своими домыслами и утвердили в обществе мнение, что в 1778 г. губернатор Чертков в устье Кальмиуса основал г.Павловск, который при поселении в нем греков был переименован в Мариуполь. Это в корне противоречит приведенным в данной книге документам. Как следует из работ этих авторов, с некоторыми из опубликованных в данной книге архивных документов они были знакомы, но их подлинное содержание скрывали и ссылались на то, что есть архивное подтверждение их утверждения. В полном виде это утверждение представлено в работах Р. И. Саенко, которая, по всей видимости, и является одним из главных авторов второго утверждения. В своих публикациях, особенно в брошюре «Из истории основания г. Мариуполя» (Мариуполь, 1997, 14 с.), она утверждает, что в московском архиве РГАДА впервые обнаружила документы (все обрастало таинственностью), которые полностью подтверждают ее доводы о начале строительства в 1778 г. в устье Кальмиуса города Павловска, переименованного на основании ордера Потемкина от 29 сентября 1779 г. в Мариуполь. Эти доводы в 1996-1997 г. были полностью опровергнуты в наших публикациях (см. КАЛО 1, КАЛО 2), положительно воспринятых учеными, краеведами. Так, в 2002 г. при обсуждении нашего доклада на конференции (см. книгу «Мариуполь: История и перспективы», Мариуполь, 2002, с.15-18), где присутствовали и сторонники второго утверждения, в т. ч. Р. И. Саенко, известный мариупольский краевед Л. Д. Яруцкий назвал их изыскания чистейшей фальсификацией истории края, а затем и опубликовал свое мнение в газете (Приазовский рабочий за 23 марта 2002 г.).

После всего этого Р. И. Саенко, наконец-то, указала те таинственные материалы (см. Саенко Р. И. Уездный город Павловск. Переселение крымских христиан в Приазовье. Город Мариуполь и греческие села в конце XVIII века // Мариуполь и его окрестности: взгляд из XXI века. — Мариуполь: Рената, 2006. — С.63-83), которые она в свое время «нашла в РГАДА». Они оказались теми, что обнародованы в указанных наших публикациях. Эти документы приведены и в данной книге. Это прежде всего карта Азовской губернии от сентября 1778 г., представленная в данной книге документом № 179, и итоги переписи населения губернии за январь 1779 г. (док. № 234). Но первопроходец «документального» утверждения существования в устье Кальмиуса г. Павловска на месте будущего Мариуполя, мягко говоря, «не разглядела», что, во-первых, Павловска как города по этим документам нет, во-вторых, строительство Павловска предполагалось не там, где возник город Мариуполь.

Действительно, что не было Павловска (с конца 1778 г. называемого Павлоградом), следует из переписки Черткова, представленной в хронологической последовательности документами №№ 96, 179, 234, 239, 274. По первому из этих документов, в начале августа 1778 г., обосновывая невозможность поселения христиан на обещанных перед выходом из Крыма землях («между Днепром, Самарою и Орелью»), Азовский губернатор Чертков предлагает другое место для поселения и о нем пишет: «за способнейшее признаю в Мариенпольском уезде (тогда такой уезд существовал, но это не Мариупольский уезд) по реке Волч[ь]ей, подавая бы к Бахмуту, или по правому берегу Кал[ь]чика и Калеца... до Азовского моря... и по берегу того моря между крепостью Петровскою и устием Кал[ь]миуса..., который и будет от крепости Петровской в тритцати, а от полагаемого уездного города Павловска в сорока верстах». Отсюда четко видно

 

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ГОРОД?
Крепость – как точка отсчета основания Мариуполя

НАШ ГОРОД ОСНОВАЛИ НОГАЙЦЫ?

Датой основания старинных городов, как правило, признается первое упоминание о них в летописях или других исторических документах. Роль таких документов могут играть археологические раскопки. К сожалению, приходится констатировать, что в настоящее время в распоряжении историков и краеведов Мариуполя имеется явно недостаточно серьезных научно обоснованных документов, в том числе археологических, касающихся основания нашего города. Сегодня, как и десятки лет назад, горячо обсуждаются три основные, национально сориентированные версии его основания: официальная (российская), греческая и казацкая (украинская).

Официальная придерживается документов, согласно которым Мариуполь, тогда Павловск, был основан в 1778 году губернатором Азовской губернии В.А. Чертковым (однако поставить памятник ему или увековечить его имя в названии одной из улиц пока никто не предложил). Официальная гипотеза подробно обоснована сотрудниками краеведческого музея, и прежде всего Реной Ильиничной Саенко, которой, к сожалению уже нет среди живых.

Согласно второй версии, город основали в 1780 году греческие переселенцы из Крыма во главе с митрополитом Игнатием. На этом особенно настаивают представители греческой диаспоры Мариуполя и всего Северного Приазовья.

Казацкая версия предполагает, что город основали казаки Запорожской Сечи в начале XVI века сначала как крепостное укрепление, а позже - в середине XVIII века - как крепость Кальмиус. Она в течение нескольких десятилетий была центром Кальмиусской паланки, кстати, самой крупной в Запорожской Сечи.

Если продолжить подход к основанию Мариуполя по национальному признаку, то следует добавить еще татарскую (ногайскую) версию. Ведь слово Кальмиус имеет тюркское происхождение («кал» - золото, «миус» - рог) и именно крымские татары владели землями Северного Приазовья в ХІV-ХVІІ веках. Весомым аргументом в пользу этой версии является запись в «Актах Московского государства периода 1586-1587 годов». Этот документ поместил на сайте papacoma.narod.ru мариупольский краевед, называющий себя L.V. (Мне известен этот человек, и я уважаю его право пока не раскрывать свое имя. С его работами можно ознакомиться также на сайте forum.mariupol.com.ua). В упомянутых выше «Актах...» говорится о «Крымских и Ногайских людях», которые делают вылазки «на государевы украины из нового города из Калмиюса».

К этому же периоду относится упоминание о посещении города Калмиуса в 1586 году московским послом Иваном Судаковым. Здесь он встретился с посланником крымского хана Асаном. Отсюда они уже вместе последовали в Бахчисарай. А вот выдержка из грамоты московского царя Федора донским казакам, датируемая 1593 годом: «Лучший отряд доброконных и вооруженных Атаманов и молодцов, пошлите погромить Араслана Дивеева Улус, что на Калмиусе, и добудьте там языков...»

В принципе уточненную дату основания ногайцами города Калмиуса можно признать и датой основания Мариуполя. Ведь спустя некоторое время ногайская крепость Калмиус стала казачьей крепостью Кальмиус, а затем городом Павловском - предшественником Мариуполя. Конечно, если не удастся найти более ранние подтверждения существования крепости или города на месте сегодняшнего Мариуполя. А это вполне возможно.

Имеются источники, дающие основание предполагать, что еще задолго до крепости Калмиус в устье одноименной реки находилась крепость Домаха (Адомаха) пока не выясненной национальной принадлежности. Возможно, ее основали в ХІ-ХІІ веках бродники (они в основном контролировали броды на реках), являющиеся предшественниками донских и запорожских казаков. Бродники вполне могли держать в устье Кальмиуса один из своих крупных опорных пунктов. К сожалению, сведения об этой крепости весьма отрывочны и пока не подтверждены научными документами. И поэтому говорить об этом рано.

Серьезным источником информации о крепости Кальмиус на месте сегодняшнего Мариуполя является «Архів Коша Нової Запорожскої Січі. Корпус документів 1734-1775». В настоящее время вышли в свет четыре тома, с ними можно ознакомиться в библиотеке Мариупольского краеведческого музея. Немало интересного о Кальмиусской крепости и вообще о казачьем периоде в истории нашего города можно почерпнуть в статьях краеведа П.И. Мазура «Кальмиусская паланка: не легенда, а реальность», опубликованных в нескольких номерах газеты «Україна Козацька» за февраль-июнь 2008 года, в книге журналиста и краеведа Н.Г. Руденко «Приазовье - колыбель казачества», изданной в Мариуполе в 2005 году, а также в изданной в текущем году книге Р. Саенко «Мариуполь - мой любимый город». С этими работами можно ознакомиться в любой библиотеке города.

ИСТОРИЯ КРЕПОСТИ - ИСТОРИЯ ГОРОДА

То, что крепость Кальмиус имеет весьма солидный возраст, подтверждает Г.И. Тимошевский, один из авторов изданной в 1892 году книги «Мариуполь и его окрестности». Он пишет: «Основание, если не крепости, то казацкого поселка, относят к XVI ст., ко времени Преплава Ланцкаронского, одного из первых запорожских героев». В Донецком областном музее размещена большая и красочная диорама «Крепость Домаха-Кальмиус. ХVІІ-ХVІІІ века». Над ней в 70-е годы прошлого столетия несколько лет работали историки и художники из Москвы и Киева. В 2006 году этот же музей издал фотоальбом «Ми з України. Козацькі старожитності». Здесь помещена карта Южной Украины XVIII века (30-е - середина 70-х годов). На этой карте указаны границы паланок, а в устье Кальмиуса отмечена крепость Домаха. Насколько достоверны диорама и карта, судить специалистам-историкам.

Весьма вероятно, что крепость возникла в устье Кальмиуса сразу после 1746 года (а сторожевой пост гораздо раньше). В 1746 году указом императрицы Елизаветы Петровны была определена граница между донскими и запорожскими казаками по реке Кальмиус. Как уже говорилось выше, серьезным документом, подтверждающим важное значение крепости Кальмиус как административного центра одноименной паланки, является «Архів Коша ...» В нем нет точной даты сооружения Кальмиусской крепости. Хотя косвенно можно предположить, что она (и церковь при ней) существовала уже в конце XVII - начале XVIII века. Такой вывод можно сделать, прочитав рапорт полковника Кальмиусской паланки Андрея Порохни на имя кошевого атамана Данилы Стефанова от 16 мая 1754 года. В документе изложена просьба предоставить необходимые строительные материалы для возведения новой церкви, так как существующая «в крайней обветшалости состоит». Чтобы так обветшать, церковь должна простоять не одно десятилетие.

К сожалению, о ногайском периоде крепости Калмиюс известно гораздо меньше, имеются лишь отрывочные данные. Для восполнения пробелов необходимы обращения в архивы России и Турции, а еще лучше командировки туда специалистов нашего краеведческого музея. Но для этого необходимы денежные средства и, конечно, добрая воля, прежде всего городских властей. Однако пока не наблюдается ни первого, ни второго.

Определенные надежды можно возлагать на археологические раскопки, которые в этом году начались на предполагаемом месте нахождения казачьей и ногайской крепостей. Но завершатся эти раскопки только в будущем году. И дай Бог, чтобы они действительно прояснили ситуацию. Гарантий никто дать не может. В любом случае без научных поисков в архивах Москвы, Санкт-Петербурга, Анкары и Стамбула не обойтись...

Фотография с раскопок
 

ВЫВОДЫ

Сегодня многие интересующиеся историей города согласны с тем, что официально признанная дата основания Мариуполя - 1788 год [sic! - LV] - не соответствует действительности. Согласно сложившейся практике дата строительства крепости Калмиюс (Кальмиус) или самое раннее упоминание о них и должно явиться подтверждающим фактом основания Мариуполя. На сегодня таким фактом можно признать запись в «Актах Московского государства периода 1586-1587 годов», где приведен 31-й Боярский приговор «по поводу выписки из приговоров с 1573 по 1581 годы о расположении голов и станиц в поле... 1587 г».

Таким образом, дату этой записи (1587 год), где впервые официально упоминается город Калмиюс, и следует считать датой основания Мариуполя. По крайней мере, до тех пор, пока не будут найдены документы, подтверждающие более раннее время основания нашего города.

Виктор ВЕРЕНИКИН,
краевед, член Национального Союза
журналистов Украины.

 

так же по теме:  Улицами Мариуполя