Именитые мариупольцы.

 

Известные люди - это гордость города, одно из духовных состояний, не материальное благо, приносящее славу. Мариуполь дал стране и миру многочисленных деятелей искусства, литературы, людей науки, политиков и спортсменов.

 Мариуполь далеко не рядовой город в Украине и нам есть чем гордиться, и с нескрываемой гордостью рассказывать приезжим о родном городе и его людях. Итак...

• В 1841 г. в пригородном селе Карасу-Базар (ныне Жовтневый район города) родился выдающийся художник Архип Куинджи. Он был первым академиком, родившимся в нашем городе. 

 
• В Мариуполе родилось семь академиков (действительных членов АН СССР, АН УССР, НАН Украины, Академии художеств России). Вот их имена: Архип Куинджи,Михаил Авербах, Георгий Челпанов, Николай Семененко, Виктор Баръяхтар, Геннадий Мацука

 
• В 1878 г. шурин А.Куинджи (брат жены) Василий Шаповалов за свои деньги построил и открыл первый в пределах Донецкой области стационарный театр. Здание театра находилось на Екатерининской улице (сейчас на его месте дом по проспекту Ленина, 32) просуществовало до 1943 г. и сгорело во время пожара. 

 
• В 1909 г. в Мариуполе усилиями братьев Ивана и Петра Яковенко был построен стационарный цирк - первый в пределах современной Донецкой области. Здание цирка стало в 1917-1920 годах центром общественной жизни города. Переулок между улицами Итальянской и Пушкина в Жовтневом районе, где он находился, носит название Цирковый. 

 
• Выпускник Мариупольского реального училища В.Гиацинтова Константин Челпан сконструировал в 1932-1937 годах первый в мире танковый дизельный двигатель, который успешно использовался на лучшем танке второй мировой войны Т-34. Попытки немцев создать что-нибудь подобное были безрезультатными. 

 
• В 1909 г. в доме №18 по ул. Митрополитской родился выдающийся советский кинорежиссер Леонид Луков, в 1931 г. снявший второй украинский звуковой художественный фильм "Итальянка ".  

 
• Выпускник СШ №3 капитан ВВС Антон Губенко 31 мая 1938 г. впервые среди советских летчиков совершил воздушный таран близ г.Ханькоу (Китай). Он первым среди мариупольцев 23 февраля 1939 г. удостоен звания Героя Советского Союза. Кроме того, А.Губенко является национальным героем Китая. 

 
• Бывший конструктор завода "Азовсталь" (ныне ОАО "МК "Азовсталь") старший лейтенант ВВС Николай Жердев у г.Бильбао (Испания) 8 июня 1938 г. впервые в мире таранил вражеский бомбардировщик. 

 
• Выпускник Мариупольского технического училища участник разгрома японцев на р.Халхин-Гол Герой Советского Союза лейтенант Антон Якименко является правнуком последнего кошевого атамана украинского казачества Иосифа (Осипа) Гладкого. 


• Бывший прокатчик трубопрокатного цеха трубного завода им. Куйбышева (ныне трубопрокатный цех ММК им. Ильича) лейтенант Михаил Шамрай в ночь на 13 марта 1940 г. первым ворвался в финский город Виипури (ныне Выборг). Взятие этого города ознаменовало окончание тяжелой советско-финской (зимней) войны 1939-1940 гг. 

 
• Уроженец Слободки (Приморский район) капитан Евгений Филипских является национальным героем Республики Беларусь за активное участие в партизанской борьбе на ее территории в 1941-1944 годах.

 
• Наиболее успешной и результативной подпольной группой в Мариуполе во время фашистской оккупации являлась группа врачей больницы Азовского завода №2 (ММК им. Ильича) под руководством капитана медицинской службы Бориса Гнилицкого. За время оккупации группа спасла более 300 советских военнопленных, а потеряла в результате репрессий гестапо всего 3 человек.

 
• Руководитель советского подполья на Азовском заводе №2 капитан Савва Карась трижды расстреливался гестапо! После войны Герой Советского Союза С.Карась работал директором мариупольского гормолокозавода. 

 
• Монументальная мозаика работы мариупольского художника Виктора Арнаутова находится в метро Сан-Франциско. Арнаутов - автор мозаики "Покорители космоса" на здании Мариупольского почтамта и мозаичного панно в здании мариупольского аэропорта. 

 
• Мариупольский художник Ефим Харабет является автором первой в современной Украине государственной награды - Почесної Відзнаки Президента, учрежденной указом Президента Украины Л.Кравчука 22 августа 1992 г. (сейчас орден "За заслуги" ІІІ степени). Кроме того, Е.Харабет - автор городских гербов Донецка и Мариуполя, знаков отличия пограничных войск Украины и т.д.

 

Я помню море пред грозою . Пушкин в Приазовье

Южной ссылке А. С. Пушкина посвящены десятки книг и сотни публикаций, однако полной ясности по некоторым вопросам нет и до сих пор.


Целью этой статьи является уточнение маршрута и места первой встречи поэта с Азовским морем, а также анализ различных версий, высказанных в свое время писателями и краеведами по этим вопросам.

Рано утром 29 мая 1820 года (данные М. Цявловского по старому стилю) к Мариуполю со стороны Белосарайской косы подъезжал кортеж генерала Н. Раевского, легендарного героя Отечественной войны 1812 года. С ним ехали две дочери: Софья и Мария вместе с компаньонкой, гувернанткой и няней; младший сын Николай с Пушкиным и доктором Рудыковским, а также прислуга. После суток утомительной езды от Екатеринослава (ныне город Днепропетровск) по пыльному Мариупольскому тракту они увидели Азовское море в районе конно-почтовой станции Ялта-Камышеватая с расстояния 3-4 верст (по данным мариупольских краеведов). Генерал делает запись в путевом журнале: “Открыли глаза наши – Азовское море”. На этом основании они считают, что именно здесь произошла первая встреча Пушкина с Азовским морем, а также известный эпизод, описанный поэтом в стихах: “Я помню море пред грозою”.

Для доказательства этой версии краеведы Л. Яруцкий и А. Проценко приводят цитаты из книг известных писателей Л. Гроссмана, В. Мануйлова, Вс. Воеводина и других. Но эти исследователи не указывают конкретное место встречи с Азовским морем, а лишь предполагают, что это могло произойти в районе Мариуполя. Ссылки на эти предположения не могут служить весомыми аргументами в пользу Ялтинско-Мариупольской версии.

Более серьезный подход – это анализ первоисточников, каковыми являются путевые записки генерала Н. Раевского. Из записок генерала следует, что на пути к Таганрогу он спешил на “первую почту за Мариуполем”, так как знал (из сообщений по эстафете), что там для него приготовлена смена почтовых лошадей. Поэтому генерал не мог в этом месте сделать “крюк” около 6-8 верст только для того, чтобы полюбоваться морем на берегу. Кроме того, было около 6 часов утра, и в каретах все дремали после суточного марафона длиной 250 верст от Екатеринослава.

Эти факты говорят о том, что в районе станции Ялта-Камышеватая наши герои ограничились только “визуальной встречей” с морем на расстоянии нескольких верст в течение 15 минут, пока перепрягали лошадей. Кортеж генерала Раевского поворачивает на Мариуполь и около 9 часов утра выезжает на базарную площадь, ныне площадь Освобождения (где находилась почтовая станция). Прогулявшись по базару и поинтересовавшись ценами на хлеб, генерал делает короткую запись о Мариуполе.

После переправы через Кальмиус дорога пошла в земли Войска Донского, и примерно черед два часа Раевские подъезжают к хутору Пикуз (совр. село Коминтерново), где находилась первая почтовая станция после Мариуполя – “Широкая”. Название этой станции и ее местоположение установлено мариупольскими краеведами. Об этой станции в дневнике генерала имеется запись: “На первой почте за Мариуполем мы встретили жену Гаевского, которая дожидалась меня трое суток и отправилась к мужу; ей не давали лошадей, для меня приготовленных. Она зато приготовила нам завтрак. Мы поели, я написал вам письма (адресованы жене и дочери в Крым – Б. Б.) и поехали”. Можно предположить, что, отдохнув пару часов в тени во время полуденного зноя, Раевские с Пушкиным тронулись в путь около 3 часов пополудни. До Таганрога оставалось около 100 верст, что составляло 8-9 часов нормальной езды на перекладных. При этом раскладе они должны были прибыть в Таганрог до полуночи. Однако в записках генерала сказано: “В Таганрог приехал утром”. Такое расхождение в датах прибытия в Таганрог до сих пор не имеет объяснения и вызывает сразу несколько вопросов:

1. По какому маршруту ехал поезд Раевских после станции Широкой?

2. Какова была причина задержки в пути?

3. Где ночевали наши герои?

Пока это - тайна под названием “Загадка Таганрогского тракта”.

Решить эту загадку нам поможет логика здравого смысла, основанная на доскональном знании: топографии и топонимики окружающей местности; исторической эпохи конца 18-го и начала 19-го вв.; и личных качеств участников экспедиции, в первую очередь генерала Раевского, от которого зависели маршрут и график передвижения.

Прежде чем перейти к изложению нашей версии обратимся к предыдущим работам пушкинистов. Ростовский исследователь творчества поэта А. Линин пишет, что во время путешествия А. Пушкина Сальские слободы, Миусское начальство и Ростовский уезд были охвачены мощным крестьянским восстанием. Безрассудство бедноты доходило до того, что они нападали на почтовые станции и угоняли лошадей. Подавление восстания возглавлял генерал Чернышев, в распоряжении которого были казачьи и пехотные полки с артиллерией. В такой обстановке проходило путешествие Пушкина с Раевскими в землях Войска Донского.

Некоторые авторы вообще ничего не пишут об этом участке пути, а кое-кто высказывает предположение, что генерал Раевский был вынужден с дочерьми заночевать на небольшой станции Мокро-Еланческая, не имеющей элементарных условий для ночлега. Ну а если серьезно? Надо полагать, что генерал, в силу своего высокого положения в военных кругах, был посвящен в эти события и заранее мог наметить адекватные меры, чтобы обеспечить безопасный проезд до Таганрога.

Находясь в течение нескольких часов на станции Широкой (хутор Пикуз), генерал Раевский не терял времени, а уточнял обстановку на Таганрогском тракте, опрашивая ямщиков и пассажиров. По-видимому, убедившись, что ехать в ночь по тракту до Таганрога небезопасно, он принимает единственно правильное в опасной обстановке решение: свернуть с тракта и при свете дня проехать по берегу моря до имения графа Платова; далее после ночлега в Еланческой слободе рано утром выехать на тракт и оставшиеся 50-60 верст проехать, опять же при свете дня, до Таганрога по тракту от станции Мокро-Еланческой. Кратчайший путь в Платово идет через Безыменное, которое расположено прямо на берегу моря (платовская версия). Следовательно, здесь по ходу маршрута и состоялся знаменитый эпизод первой встречи с Азовским морем, описанный М. Раевской в воспоминаниях, а великим поэтом - в стихах.

Хочется надеяться, что наконец поставлена точка в затянувшейся почти на полтора столетия полемике пушкинистов, и “место встречи” установлено. Знаменательно, что село Безыменное оказалось в “эпицентре” всех предложенных версий: это и “близ Мариуполя” (А. Проценко, Л. Яруцкий); это и сравнительно “недалеко от Таганрога” (М. Цявловский); это и совсем рядом с тем местом, где “позднее была построена станция Ново-Николаевская” (А. Линин, П. Филевский). Будем надеяться, что такой расклад устраивает всех, а местный патриотизм пушкинистов этих городов не пострадал.

Платовскую версию поддержал заслуженный художник Украины, житель Мариуполя Виктор Пономарев который недавно написал картину “Я помню море пред грозою”, где в своей оригинальной трактовке воспроизвел знаменитый эпизод на Безыменском берегу. При этом художник использовал документальные материалы, в частности, учел записки лицейского друга поэта И. Пущина о том, что май 1820 года был очень жарким, и Пушкин ехал на юг в поярковой шляпе и в красной рубашке. Думаю, что это полотно по красоте замысла и мастерству исполнения является одним из шедевров современной пушкинианы.

Согласно платовской версии, первая встреча великого поэта с Азовским морем на Безыменском берегу была мимолетной, однако он ничего не забыл и через несколько лет написал великолепные стихи, в которых через столетия донес до нас очарование первой любви и первой встречи с морем. Перечитывая классические строки 20-летнего поэта, мы в который раз восхищаемся его гениальным дарованием:



“Я помню море пред грозою,

Как я завидовал волнам,

Бегущим бурной чередою,

С любовью лечь к ее ногам”.



Мы, жители Донбасса, через связь поколений осознаем свою причастность к историческим событиям из жизни и творчества А. С. Пушкина, которые произошли в селах современного Новоазовского района почти 200 лет назад. Нам близки и понятны “предания старины глубокой”, и мы считаем, что села Коминтерново и Безыменное заслуживают статуса Пушкинских мест в Донецкой области.



Борис БЕРЕЖНОЙ, краевед, г. Новоазовск

 

так же по теме:   Храмы и соборы Мариуполя